Как написать объяснительную записку
Объяснительная записка это документ, излагающий объяснения причинно-следственного характера возникшей конфликтной ситуации, событий (фактов), относительно которых ведется руководством исследование, расследование, наблюдение или выяснение.
Для правильного написания объяснительной записки нужно соблюдать некоторые правила, а само содержание записки законом не предусмотрено и носит произвольный характер. Как же составить объяснительную записку грамотно и с наименьшими для себя характерными последствиями?
Оформление пояснительной записки
Чтобы составить объяснительную записку, надо соблюсти следующие формальности:
-
- В шапке указать должность и ФИО руководителя, которому адресована эта объяснительная записка, а также свою ФИО и занимаемую должность; далее по центру листа пишется фраза «Объяснительная записка» и собственно сам текст объяснений; в конце текста ставится дата и подпись писавшего объяснительную записку.
- Объяснительную записку желательно набирать на компьютере, чтобы избежать неверного толкования вашего почерка. Объем написанного текста должен быть лаконичным, небольшим и вместиться приблизительно на половину стандартного листа. Если конфликт носит довольно серьезный характер, то надо обратиться к профессиональному юристу за помощью в составлении такого вида документа.
- Текст объяснительной записки не должен быть сумбурным, желательно написать его последовательно, четко и лаконично. Начать следует с описания ситуации, указывая все обстоятельства, всех участников события, а также время и дату происходившего максимально точно, что может в будущем даже вернуть вам доброе имя, если инцидент произошел не по вашей вине. Потом надо написать причины, предшествующие нарушению (инциденту), объяснить свое поведение, обосновывая его аргументами и подкрепляя фактами.
Особенности составления объяснительной записки
Требовать от вас написания объяснительной записки, согласно Закона (ст. 193 ТК РФ), имеет право только работодатель и никто другой, как то начальник отдела, ревизор и прочие. Работник может отказаться писать объяснения, тогда составляется соответствующий акт, но все-таки записку с объяснениями лучше написать, и здесь есть небольшие нюансы:
-
- писать лучше правду, так как написанное могут и будут проверять, а уличение во лжи не способствует улучшению ситуации. И конечно, ложь может усугубить ситуацию и увеличить ваше наказание;
- не спешите обвинять во всем своих сотрудников, потому что, скорее всего, от них также потребуют объяснений, а враги и недоброжелатели при конфликтной ситуации и подавно излишни;
- не ссылайтесь на какую-либо некомпетентность или непрофессионализм (вы подписывали должностную инструкцию, а значит, подтвердили свое соответствие ей). Наоборот, пишите объяснения, ссылаясь именно на инструктивный материал и на должностные обязанности, при этом оговаривая, что вы неправильно трактовали изложенные там понятия и термины в силу каких-то причин;
- если ваша вина очевидна, то лучше сослаться на внешние факторы, например, на плохое самочувствие, на большую загруженность, на сильную усталость и другое, и в конце признать свою ошибку или вину, пообещав при этом стараться не допускать повторения таких ситуаций;
- бывают случаи, когда объяснений требуют и необоснованно, тогда обязательно надо найти и предоставить аргументы на необоснованность обвинений в ваш адрес. Помочь вам в этом могут нормативно-правовые документы и инструкционный материал (приказы, акты, договора, инструкции, положения и так далее).
У объяснительных записок есть еще одна кардинально отличительная функция, которую нельзя путать с выше изложенным – объяснять содержание других документов. Обычно такие объяснительные записки прилагаются к научным работам – к дипломам в технических высших учебных заведениях, к научным проектам, к научно-исследовательским материалам, к отчетам, к государственным стандартам и так далее.